Главная / Культура / В РАМТе основательно исследовали сознание: искусственный разум стал «Проблемой»

В РАМТе основательно исследовали сознание: искусственный разум стал «Проблемой»

Что-то физики в загоне, что-то лирики в почете. А, может, и наоборот — доминанта физиков над лириками. В любом случае в РАМТе худрук Алексей Бородин решил вернуть представителей точных наук на сцену. Премьера по пьесе интереснейшего английского драматурга Томаса Стоппарда — «Проблема» — как раз об этом. И не только. С подробностями с премьерного показа — обозреватель «МК».

В РАМТе основательно исследовали сознание: искусственный разум стал «Проблемой»

«Проблему» играют прямо на сцене, превращенной Станиславом Бенедиктовым в стильный пентхаус. Высокие скосы стеклянной крыши, по которой плывут видеооблака, парят птицы, колышутся ветви и что-то еще природно-метафизическое. А под небом голубым, настраивающим на романтическое настроение, как-то конкретно и прозаично стоит кровать да еще со смятой простыней. На кровати — двое. Но общение их, вопреки ожидаемому, бесконтактное и высокоинтеллектуальное, хотя молодые люди — Хиллари (Ирина Таранник) и Спайк (Пётр Красилов), все-таки совершают не одну попытку раздеться.

Мозг, сознание, субъективный опыт, искусственный интеллект и все, что с этим связано, — вот о чем говорят персонажи пьесы Тома Стоппарда (это не первая его пьеса на сцене РАМТа) — интеллектуалы, молодые и далеко не молодые ученые. Одним словом, те, кто сегодня упорно движет мир в будущее, впрочем, слабо соотнося его с настоящим, особенно собственным. Поначалу кажется, что проблема в «Проблеме» может быть для зрителей — постичь сложный язык, распутать ученые головоломки и проникнуться смыслом каверзных споров. Но, оказывается, это невероятно интересно, и здесь, скорее всего, проблема может возникнуть у старшего поколения, что не так активно в работе с гаджетами, Интернетом, как молодое.

Впрочем, не только и не столько об этом пьеса Стоппарда, как и спектакль Алексея Бородина. Погружение в проблемы сознания, бессознательного в жизни человека, в теорию игр, которую успешно применяют сегодня на финансовых рынках, — лишь повод рассмотреть людей сегодняшних, претендующих на абсолютные знания.

Можно догадаться, как непросто дался артистам текст, нафаршированный научной терминологией (это вам не про политику, не про сленг в молодежной среде и Интернете), но они с ним так легко обращались уже на премьере, что увлекли за собой зрителя в странный научно-философский лабиринт, где к тому же не обошлось без детективной линии. В этом лабиринте за бесконечными спорами о сознании, об альтруизме, который способен ввести в ступор все рациональное и поломать законы, обнаруживается беспомощность очень уверенных в себе людей. Силен человек на словах, в формулах, конференциях и в соцсетях, скрутивших и запутавших мир. И слаб, даже ничтожен в моменты жизни трудные. Конфликт в научном учреждении, претендующем на абсолютное знание людей, развивается совершенно непредсказуемо — и для участников, и для зрителей «Проблемы». И у интеллектуалов что-то пошло не так.

В премьерном спектакле нет проблемы ни с актерским ансамблем — всегда сильный, с яркими работами, даже маленькими (Татьяна Матюхова, Илья Исаев, Александра Розовская, Янина Соколовская, Андрей Бажин, Нелли Уварова, Дмитрий Кривощапов), ни с умением выстраивать такую конструкцию спектакля, где идеально сбалансированы все элементы.

Как неуловимы связи между будущим и настоящим, мозгом и сознанием, так же построена и музыкальная ткань спектакля (постоянные композиторы театра Натали Плэже и Алексей Кириллов). Как всегда в РАМТе, никакой фонограммы: небольшой состав музыкантов со своим странным звуком возникает в разных точках «Проблемы».

Источник

Смотрите также

«Искусство по рублю»: как купить шедевр за бесценок

Коллекционирование искусства доступно только богачам? А тем, кто живет на одну зарплату, остается собирать магнитики …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *